YMYL (от англ. YourMoneyorYourLife) – термин от поисковика Google, означающий перечень особо важных категорий сайтов, первоочерёдно влияющих на жизнедеятельность человека. У «Яндекса» также имеется свой алгоритм, определяющий важные категории.
Какие категории сайтов попадают под YMYL от «Яндекса»?
«Яндекс» выделяет три основные тематики, попадающие под алгоритм:
- Юриспруденция
- Медицина
- Финансы
YMYL – это исключительно термин от Гугла. Хоть этикатегории имеются у Яндекса, но конкретного названия данный список не имеет. Поэтому для простоты изъяснения дальше по статье будет применяться «YMYL от Яндекса».
Как оцениваются сайты категории YMYL?
В отличие от других тематик, чтобы сайты из YMYL прошли проверку и попали в поисковую систему, они должны соответствовать ряду факторов. Точный перечень Яндекс не раскрывает, но опытным путём можно установить такие пункты:
- Актуальность конкретной страницы и самого сайта.
- SEO- и LSI-оптимизация контента. Содержание страницы не должно ориентироваться исключительно на поисковых роботов. Текст должен быть написан в первую очередь для человека.
- Одна тематика сайта и страницы. Условно, если имеется сайт стоматологической клиники, не стоит размещать на нём статью о том, как сбросить лишний вес к лету.
- Ссылочная масса (входящая и исходящая).
- Важность для посетителя контента, размещённого на странице.
- Простота и доступность УТП (уникального торгового предложения). Для коммерческих сайтов YMYL-категорий данный пункт особенно важен.
Как Proxima определяет качество сайтов YMYL?
В октябре 2021 года Яндекс добавил новые алгоритмы оценки качества ресурсов: Профицит, Proxima и Антикачество. В разрезе категорий YMYL ценность имеют последние два пункта.
Proxima – это закрытая метрика и алгоритм, определяющий качество сайта и конкретной страницы, а также доверие к контенту для YMYL. Проксима схожа с системой E-A-T от Google, которая определяет позицию сайта в поиске на основании параметров компетентности, авторитетности и надёжности. Повлиять на работу алгоритма и узнать сведения пользователю не удастся, это исключительно внутренний инструмент Яндекса.
Что проверяет Проксима?
Исходя из косвенных данных, алгоритм при проверке тематик YMYL обращает внимание на такие данные:
- Насколько размещённые на ресурсе сведения соответствуют действительности.
- Найдёт ли пользователь ответ на указанной странице.
- Уровень доверия клиента к ресурсу.
- Попарное сравнение – насколько размещённый контент на одном сайте совпадает или нет с аналогичным на другом ресурсе.
- Соотношение полезности и навязчивости. На информационном портале не должно быть рекламных предложений, а на коммерческих ресурсах соотношение должно быть адекватным (на практике – не более 10% навязчивости).
- Уровень лояльности к ресурсу должен быть высоким.
Проверка УТП
Одним из нововведений Проксимы стала проверка УТП (коммерческого предложения). Данный показатель проверяет такие данные:
- Доступно ли описан предлагаемый товар либо услуга.
- Как клиент может оплатить заказ. Большая вариативность способов оплаты – только плюс.
- Способы доставки. Точно так же: больше = лучше.
- Простота оформления заказа.
- Ценообразование. Если при прочих равных цена будет выше, чем у конкурентов, вполне вероятно, что Проксима понизит ресурс в выдаче.
- Наличие отзывов. Проверяются как внутренние отзывы, так и отклики о компании/товаре/услуге на других ресурсах и площадках Яндекса в первую очередь.
Прочие нюансы работы Proxima
На презентации в октябре 2021 года, посвящённой алгоритмам Яндекса и Проксимы в частности, также были озвучены другие особенности работы.
Проксима, в отличие от гугловскогоE-A-T, больше делает упор на конкретную страницу, чем на сайт в целом.
Проверяется и авторитетность материала – поскольку юридические, финансовые и медицинские темы особенно важны в жизнедеятельности, ошибки в них недопустимы, учитывается не только само качество материала, но и информация об авторе.
Также вводятся и другие элементы работы алгоритма – по заявлениям сотрудников «Яндекс», Проксима даже в 2022 году полностью ещё не развернула деятельность.
Как «Антикачество» влияет на выдачу страниц из категорий YMYL?
«Антикачество» - второй важный для YMYL-сайтов алгоритм. Он определяет недобросовестность коммерческих ресурсов и понижает их в выдаче либо вовсе убирает из поиска.
Как не попасть под «Антикачество»?
Чтобы не попасть под фильтр этого алгоритма, коммерческий сайт должны соответствовать нескольким параметрам:
- Если нет возможности доставить товар/предоставить услугу – возврат средств должен быть максимально простым и понятным клиенту. Тоже самое касается и уже купленного товара.
- Должны быть представлены все сертификаты качества. Также должно быть предоставлено обслуживание по гарантии лично компанией либо заключён договор с соответствующими сервисами.
- Оферта, пользовательское соглашение, соглашение о неразглашении персональных данных и прочая документация должны быть размещены в открытом доступе для пользователя.
- Не должно быть большого количества негативных отзывов в сервисах Яндекса. Также проверяется актуальность и наличие ответов на вопросы пользователей представителями сайта.
Как сайту из категории YMYLсоответствовать алгоритмам «Яндекса»?
Поскольку описанные алгоритмы и метрики являются закрытыми от пользователей, для того, чтобы сайт из категории YMYL и отдельные его страницы попадали в результаты выдачи по поисковым запросам, можно дать только ориентировочные рекомендации.
- Контент на сайте должен быть написан соответствующим экспертом. Анализировать новый МРОТ должен юрист либо экономист, а о выборе зубных виниров лучше рассказать дантисту либо зубному технику.
- Не надо переписывать уже существующую информацию без собственного мнения. Пользователь должен увидеть преимущество посещения конкретно этого сайта и этой страницы.
- Оптимизация в первую очередь должна быть направлена на человека, а не поисковую машину.