Всплеск посещаемости не всегда связана с увеличением реального трафика. Иногда высокие показатели оборачиваются снижением позиций в поисковой выдаче или даже баном. А происходит это, когда ресурс атакуют боты!
Простыми словами о том, что такое бот
Бот – компьютерная программа для выполнения однотипных задач или действий по определенному алгоритму. С одной стороны, это полезная разработка для бизнеса. Программа экономит время, выполняет рутинные функции, причем в разы быстрее, чем рядовой сотрудник. В масштабах поисковых систем боты выполняют индексацию страниц, анализ текстового, видео- и фотоконтента.
С другой стороны, есть вредоносные программы, которые распространяют вирусы, незаконно собирают почтовые адреса, номера телефонов и другие персональные данные зарегистрированных пользователей. «Плохие» боты провоцируют неестественный всплеск трафика, поскольку не могут вести себя как люди. Обычно, их посещение сайта сопровождается хаотичными движениями курсора или просто бездействием. После такого нашествия снижается глубина просмотра и средняя продолжительность пребывания посетителей на странице. Алгоритмы Яндекс.Метрики и Google Analytics определяют такие изменения как сигнал для понижения позиций ресурса при ранжировании.
Чем опасны боты?
Нашествие ботов и бездействие вебмастеров может закончится плачевно даже для топового ресурса. Если сайт регулярно посещают вредоносные программы, ждите таких последствий:
- снижение позиций в поисковой выдаче – падение трафика происходит из-за того, что алгоритмы ранжирования Яндекс и Google замечают изменение поведенческих метрик посетителей сайта в негативную сторону. Если вы подозреваете, что всплеск посещаемости связан с ботовой активностью, то обязательно оповестите техподдержку поисковика, которым пользуетесь;
- попадание в бан – ситуация посерьезнее, потому что доказать атаку ботов будет практически невозможно. Поисковики воспримут всплески неестественной посещаемости как «серую» накрутку поведенческих факторов. А за рандомные клики по рекламе, которые часто делают боты, можно получить бан и в рекламных сетях;
- перегрузка сервера или DDoS-атака– ресурс становится недоступным, а вернуть его в сеть сложно и затратно.
Как выявить ботовую активность?
В последние годы атаки онлайн-ресурсов ботами происходят очень часто. Поэтому в личных кабинетах вебмастеров есть специальные инструменты для отслеживания и выявления таких ситуаций. Например, в Яндекс.Метрике можно посмотреть количество переходов с учетом ботов и без них. Это поможет определить, когда сайт больше всего посещают пользователи-роботы.
Элементарный анализ статистики тоже подскажет, с чем связано увеличение посещаемости. Во-первых, о заходе ботов сигнализирует всплеск активности без видимых причин (например, обновление сайта, запуск рекламы, др.). Во-вторых, явные признаки ботового нашествия:
- увеличение количества прямых переходов на сайт;
- сокращение среднего времени, проведенного на странице;
- уменьшение глубины просмотров.
Полезный инструмент для выявления ботов – «Вебвизор» в Яндекс.Метрике. Позволяет отслеживать, какие именно действия выполняет пользователь на сайте. В этом плане ботов вычислить легко. Они обычно хаотично кликают по странице, скролят ее или просто бездействуют.
Как защититься от ботов?
Чтобы предотвратить переходы ботов на сайт, нужно выявить источник таких посещений. Например, в Google Analytics это можно сделать, проанализировав отчет по реферальному трафику.
Обращайте внимание на источники с показателем отказов 100% и 0%, количеством сессий более 10. Скорее всего это вредоносные роботы. Проверьте не заглядывают ли на сайт посетители с таких ресурсов:
- buttons-for-website.com;
- sharebutton.net;
- ilovevitaly.ru;
- vodkoved.ru;
- simple-share-buttons.com;
- cenokos.ru.
Эти порталы созданы для фейковых посещений и ботовых атак. Более детальный перечень вредоносных платформ легко найти в интернете. Создайте список основных доменов, из которых сайт посещают боты, для блокировки через файл .htaccess. Здесь нужно прописать код с указанием URL вредоносных порталов.
Еще один вариант защиты – установка брандмауэра (межсетевой экран). На персональных серверах этим занимается системный администратор. А для настройки брандмауэра на коммерческих хостингах нужно сделать запрос в техподдержку.
Не лишним будет сократить влияние переходов вредоносных программ на ранжирование. Для этого нужно настроить фильтрацию в Google Analytics. В меню «Администратор» выбираем вкладку «Представления», пункт «Настройки представления». Появляется перечень функций, где нужно выбрать строку «Фильтрация ботов» и отметить галочкой «Исключить обращения роботов и пауков».
Риск ботовой атаки актуален для всех ресурсов с показателем от 1000 уникальных посещений в сутки. Даже, если вы еще не сталкивались с нашествием ботов, следить за их активностью необходимо постоянно – для профилактики.